Программирование для IBM OS/2© Александр Фролов, Григорий ФроловТом 4, М.: Диалог-МИФИ, 1993, 286 стр. |
В этой главе мы расскажем о том, как приложения Presentation Manager работают с клавиатурой. Как и следовало ожидать, методика работы с клавиатурой в прилоениях Presentation Manager полностью отличается от той, что используется в программах MS-DOS .
Напомним, что когда пользователь нажимает клавишу, генерируется аппаратное прерывание. В операционной системе MS-DOS обработчик этого прерывания записывал скан-код нажатой клавиши в специальный клавиатурный буфер, расположенный в области данных BIOS . Когда программе MS-DOS нужно было ввести код нажатой клавиши, она (прямо или косвенно) обращалась к прерыванию INT 16h , которое возвращало расширенный ASCII-код нажатой клавиши. При необходимости программа переходила в режим ожидания и находилась в нем до тех пор, пока пользователь не нажимал какую-нибудь клавишу. Способы работы с клавиатурой в среде MS-DOS мы подробно рассмотрели во втором томе "Библиотеки системного программиста", который называется "Аппаратное обеспечение IBM PC".
В среде операционной системы IBM OS/2 одновременно может работать несколько приложений, которые при этом должны пользоваться только одной клавиатурой. Очевидно, что в такой ситуации никакое приложение не может блокировать работу всей системы, ожидая ввод с клавиатуры.
Для работы с клавиатурой в приложениях Presentation Manager используется механизм сообщений. Каждый раз когда пользователь нажимает или отпускает любую клавишу, система Presentation Manager генерирует сообщение с кодом WM_CHAR . Параметры этого сообщения несут всю необходимую информацию о нажатой (или отпущенной) клавише.
В какое окно попадают клавиатурные сообщения?
В то, которое имеет фокус ввода. Если пользователь делает одно из приложений активным, выдвигая его на передний план, функция окна этого приложения будет получать клавиатурные сообщения. С помощью функции WinSetFocus приложение может передать фокус ввода любому окну. При этом сообщения от клавиатуры будут поступать в функцию этого окна.
Заметим, что в среде операционной системы IBM OS/2 могут работать приложения двух типов - приложения Presentation Manager и приложения текстового режима, напоминающие программы MS-DOS . Последние работают с клавиатурой при помощи набора функций, имеющих префикс имени Kbd, например, KbdCharIn . По своим возможностям эти функции недалеко ушли от прерывания INT 16h. Такие функции нельзя использовать в приложениях Presentation Manager, поэтому в нашей книге мы не будем их рассматривать.
Вместе с параметрами сообщения WM_CHAR передается такая информация, как скан-код клавиши, код символа (для символьных клавиш), виртуальный код клавиши и слово флагов.
Аппаратный скан-код содержится в битах 24 - 31 параметра mp1 и имеет 8 разрядов. Приложения редко используют этот код, так как он аппаратно-зависимый. Больший интерес представляет виртуальный код клавиши и код символа.
Тем не менее, при необходимости вы можете извлечь скан-код из параметра mp1 при помощи макрокоманды CHAR4FROMMP, например, так:
nScan = CHAR4FROMMP(mp1);
Виртуальный код нажатой клавиши имеет 16
разрядов и передается в битах 16 - 31 параметра mp2.
Для обычных символьных клавиш виртуальных код
равен нулю. Функциональные клавиши и клавиши
серого цвета имеют виртуальные коды, приведенные
ниже:
Клавиша | Виртуальный код | Значение виртуального кода |
Левая клавиша мыши | VK_BUTTON1 | 0x01 |
Правая клавиша мыши | VK_BUTTON2 | 0x02 |
Средняя клавиша мыши | VK_BUTTON3 | 0x03 |
<Break> | VK_BREAK | 0x04 |
Забой | VK_BACKSPACE | 0x05 |
Табуляция <Tab> | VK_TAB | 0x06 |
Обратная табуляция | VK_BACKTAB | 0x07 |
Переход на новую строку, клавиша <Enter> основной клавиатуры | VK_NEWLINE | 0x08 |
Левая или правая клавиша сдвига <Shift> | VK_SHIFT | 0x09 |
Левая или правая клавиша <Control> | VK_CTRL | 0x0A |
Левая клавиша <Alt> | VK_ALT | 0x0B |
Правая клавиша <Alt> | VK_ALTGRAF | 0x0C |
<Pause> | VK_PAUSE | 0x0D |
<Caps Lock> | VK_CAPSLOCK | 0x0E |
<Esc> | VK_ESC | 0x0F |
Пробел | VK_SPACE | 0x10 |
Переход на следующую страницу <PgUp> | VK_PAGEUP | 0x11 |
Переход на предыдущую страницу <PgUp> | VK_PAGEDOWN | 0x12 |
<End> | VK_END | 0x13 |
<Home> | VK_HOME | 0x14 |
Перемещение курсора влево <Left> | VK_LEFT | 0x15 |
Перемещение курсора вверх <Up> | VK_UP | 0x16 |
Перемещение курсора вправо <Right> | VK_RIGHT | 0x17 |
Перемещение курсора вниз <Down> | VK_DOWN | 0x18 |
Печать экрана | VK_PRINTSCRN | 0x19 |
Вставка <Insert> | VK_INSERT | 0x1A |
Удаление <Delete> | VK_DELETE | 0x1B |
<Scroll Lock> | VK_SCRLLOCK | 0x1C |
<Num Lock> | VK_NUMLOCK | 0x1D |
<Enter> на дополнительной (цифровой) клавиатуре | VK_ENTER | 0x1E |
Клавиша запроса системы | VK_SYSRQ | 0x1F |
Функциональная клавиша <F1> | V K_F1 | 0x20 |
- // - <F2> | VK_F2 | 0x21 |
- // - <F3> | VK_F3 | 0x22 |
- // - <F4> | VK_F4 | 0x23 |
- // - <F5> | VK_F5 | 0x24 |
- // - <F6> | VK_F6 | 0x25 |
- // - <F7> | VK_F7 | 0x26 |
- // - <F8> | VK_F8 | 0x27 |
- // - <F9> | VK_F9 | 0x28 |
- // - <F10> | VK_F10 | 0x29 |
- // - <F11> | VK_F11 | 0x2A |
- // - <F12> | VK_F12 | 0x2B |
- // - <F13> | VK_F13 | 0x2C |
- // - <F14> | VK_F14 | 0x2D |
- // - <F15> | VK_F15 | 0x2E |
- // - <F16> | VK_F16 | 0x2F |
- // - <F17> | VK_F17 | 0x30 |
- // - <F18> | VK_F18 | 0x31 |
- // - <F19> | VK_F19 | 0x32 |
- // - <F20> | VK_F20 | 0x33 |
- // - <F21> | VK_F21 | 0x34 |
- // - <F22> | VK_F22 | 0x35 |
- // - <F23> | VK_F23 | 0x36 |
- // - <F24> | VK_F24 | 0x37 |
Завершение перемещения | VK_ENDDRAG | 0x38 |
Вызов меню | VK_MENU | VK_F10 |
Заметьте, что в приведенном выше списке есть коды клавиш, которые отсутствуют на стандартной клавиатуре компьютера, совместимого с IBM PC. В этом нет ничего удивительного, так как в механизм виртуальных кодов клавиш заложена возможность работы и на других платформах.
Виртуальный код клавиши можно получить из параметра mp2 при помощи макрокоманды SHORT2FROMMP :
nVirt = SHORT2FROMMP (mp2);
Код символа, соответствующий нажатой символьной клавише, располагается в битах 0 - 15 параметра mp2 и может быть получен при помощи макрокоманды SHORT1FROMMP :
cChar = SHORT1FROMMP (mp2);
Обычные символьные клавиши могут нажиматься одновременно с клавишей сдвига. Код символа, полученный вместе с сообщением WM_CHAR , учитывает состояние клавиши <Shift> в момент, когда была нажата символьная клавиша.
Заметьте, что клавиша <Shift> сама по себе генерирует сообщение WM_CHAR . Поэтому когда вы нажимаете, а затем отпускаете, например, комбинацию клавиш <Shift + a>, в функцию окна приходит четыре сообщения WM_CHAR. Первое соответствует нажатию клавиши <Shift>, второе - нажатию клавиши <a>. Третье и четвертое соответствуют отпусканию указанных клавиш и приходят в той последоваетльности, в которой отпускаются клавиши.
Одинаковые клавиатурные сообщения могут комбинироваться системой Presentation Manager в одно клавиатурное сообщение (например, когда влключается режим автоповтора). Количество скомбинированных таким образом сообщений записывается в поле счетчика повторений, который располагается в битах 16 - 23 параметра mp1. Его можно извлечь при помощи макрокоманды CHAR3FROMMP :
nRepeatCount = CHAR3FROMMP(mp1);
Младшие 16 бит параметра mp1 сообщения WM_CHAR содержат флаги, отражающие состояние клавиш в момент генерации сообщения.
Для извлечения флагов из параметра mp1 удобно использовать макрокоманду SHORT1FROMMP :
nFs = SHORT1FROMMP (mp1);
Список отдельных флагов вместе с маской для
проверки и кратким описанием мы привели ниже:
Флаг | Маска | Описание |
KC_CHAR | 0x0001 | Поле кода символа содержит правильное значение |
KC_VIRTUALKEY | 0x0002 | Поле виртуального кода клавиши содержит правильное значение |
KC_SCANCODE | 0x0004 | Поле аппаратного скан-кода клавиши содержит правильное значение |
KC_SHIFT | 0x0008 | Была нажата клавиша <Shift> |
KC_CTRL | 0x0010 | Была нажата клавиша <Control> |
KC_ALT | 0x0020 | Была нажата клавиша <Alt> |
KC_KEYUP | 0x0040 | Сообщение было создано, когда пользователь отпустил нажатую ранее клавишу |
KC_PREVDOWN | 0x0080 | Ранее эта клавиша находилась в нажатом состоянии (устанавливается при выполнении функции автоповтора для клавиши, которую держат в нажатом состоянии достаточно долгое время) |
KC_LONEKEY | 0x0100 | Во время ввода комбинации клавиш отпущена та клавиша, которая была перед этим нажата |
KC_DEADKEY | 0x0200 | Нажата клавиша для создания диактрических символов ("мертвая" клавиша) |
KC_COMPOSITE | 0x0400 | Композитная клавиша, составленная с использованием диактрических символов |
KC_INVALIDCOMP | 0x0800 | Неправильная композитная клавиша |
KC_TOGGLE | 0x1000 | С помощью этого флага можно использвать любую клавишу как переключающую |
KC_INVALIDCHAR | 0x2000 | Неправильный код клавиши |
KC_DBCSRSRVD1 | 0x4000 | Зарезервировано для двухсимвольных кодов клавиш |
KC_DBCSRSRVD2 | 0x8000 | Аналогично предыдущему |
Для извлечения отдельных компонент сообщения WM_CHAR удобно использовать макрокоманду CHARMSG , определенную следующим образом:
#define CHARMSG(pmsg) \ ((PCHRMSG)((PBYTE)pmsg + sizeof(MPARAM) ))
Эта макрокоманда пользуется структурой CHRMSG , показанной ниже:
typedef struct _CHARMSG { USHORT fs; // поле флагов UCHAR cRepeat; // счетчик повторений UCHAR scancode; // скан-код USHORT chr; // код символа USHORT vkey; // виртуальный код клавиши } CHRMSG; typedef CHRMSG *PCHRMSG;
Ниже мы показали пример использования этой макрокоманды для сохранения всех параметров сообщения WM_CHAR в структуре cm типа CHRMSG:
CHRMSG cm; cm.chr = CHARMSG(&msg) ->chr; cm.vkey = CHARMSG(&msg) ->vkey; cm.scancode = CHARMSG(&msg) ->scancode; cm.cRepeat = CHARMSG(&msg) ->cRepeat; cm.fs = CHARMSG(&msg) ->fs;
Изучение параметров сообщения WM_CHAR удобно выполнять с помощью приложения KBDMSG, которое отображает эти параметры в своем окне (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Просмотр клавиатурных сообщений в окне приложения KBDMSG
В столбце VKEY отображается виртуальный код нажатой клавиши, в столбце SCAN - аппаратный скан-код, в столбце FS - флаги. Далее в столбце REPT отображается счетчик повторений и в столбце CHAR - символ (только для символьных клавиш).
Когда вы нажимаете очередную клавишу, текущее содержимое главного окна приложения сдвигается вверх и на экране появляется строка, соответствующая сообщению от нажатой клавиши. После отжимания клавиши появляется еще одна строка.
Исходные тексты приложения приведены в листинге 5.1.
Листинг 5.1. Файл kbdmsg\kbdmsg.c
// ================================================= // Определения // ================================================= #define INCL_WIN #define INCL_GPI #define INCL_WINDIALOGS #include <os2.h> #include <stdio.h> #include <string.h> #include "kbdmsg.h" // Прототип функции окна приложения MRESULT EXPENTRY WndProc(HWND, ULONG, MPARAM, MPARAM); // ================================================= // Глобальные переменные // ================================================= HAB hab; HWND hWndFrame; HWND hWndClient; CHAR szAppTitle[] = "Keyboard Messages"; // Размеры окна Client Window SHORT cxClient; SHORT cyClient; // Размеры символов выбранного шрифта SHORT cxChar, cyChar, cyDesc; // Заголовок столбцов CHAR szTitle[] = "VKEY SCAN FS REPT CHAR"; // ================================================= // Главная функция приложения main // ================================================= int main () { HMQ hmq; QMSG qmsg; BOOL fRc; // Флаги для создания окна Frame Window ULONG flFrameFlags = FCF_SYSMENU | FCF_TITLEBAR | FCF_MINMAX | FCF_SIZEBORDER | FCF_SHELLPOSITION | FCF_TASKLIST | FCF_ICON; // Имя класса главного окна CHAR szWndClass[] = "KBDMSG"; hab = WinInitialize (0); if(hab == NULLHANDLE) { WinMessageBox (HWND_DESKTOP, HWND_DESKTOP, "Ошибка инициализации", "Ошибка", 0, MB_ICONHAND | MB_OK); return(-1); } // Создаем очередь сообщений hmq = WinCreateMsgQueue (hab, 0); if(hmq == NULLHANDLE) { WinMessageBox (HWND_DESKTOP, HWND_DESKTOP, "Ошибка при создании очереди сообщений", "Ошибка", 0, MB_ICONHAND | MB_OK); WinTerminate (hab); return(-1); } // Регистрация главного окна приложения fRc = WinRegisterClass (hab, szWndClass, (PFNWP)WndProc, 0, 0); if(fRc == FALSE) { WinMessageBox (HWND_DESKTOP, HWND_DESKTOP, "Ошибка при регистрации класса главного окна", "Ошибка", 0, MB_ICONHAND | MB_OK); WinDestroyMsgQueue (hmq); WinTerminate (hab); return(-1); } // Создаем главное окно приложения hWndFrame = WinCreateStdWindow (HWND_DESKTOP, WS_VISIBLE , &flFrameFlags, szWndClass, szAppTitle, 0, 0, ID_APP_FRAMEWND, &hWndClient); if(hWndFrame == NULLHANDLE) { WinMessageBox (HWND_DESKTOP, HWND_DESKTOP, "Ошибка при создании главного окна", "Ошибка", 0, MB_ICONHAND | MB_OK); WinDestroyMsgQueue (hmq); WinTerminate (hab); return(-1); } while(WinGetMsg (hab, &qmsg, 0, 0, 0)) WinDispatchMsg (hab, &qmsg); WinDestroyWindow(hWndFrame); WinDestroyMsgQueue (hmq); WinTerminate (hab); return(0); } // ================================================= // Функция главного окна приложения // ================================================= MRESULT EXPENTRY WndProc(HWND hWnd, ULONG msg, MPARAM mp1, MPARAM mp2) { CHAR szMsg[100]; int nMsgSize; HPS hps; POINTL ptl; RECTL rec; CHRMSG cm; FONTMETRICS fm; switch (msg) { // При создании главного окна приложения // определяем и сохраняем метрики шрифта // с фиксированной шириной символов case WM_CREATE : { // Получаем пространство отображения hps = WinGetPS (hWnd); // Выбираем в пространство отображения шрифт // с фиксированной шириной символов SetCourierFont(hps); // Определяем метрики шрифта GpiQueryFontMetrics(hps, (LONG)sizeof(fm), &fm); cxChar = fm.lAveCharWidth; cyChar = fm.lMaxBaselineExt; cyDesc = fm.lMaxDescender; // Устанавливаем шрифт, выбранный в пространство // отображения по умолчанию ResetFont(hps); // Возвращаем пространство отображения WinReleasePS (hps); return FALSE; } // Во время перерисовки стираем содержимое // окна и выводим строку заголовка таблицы case WM_PAINT : { // Получаем пространство отображения hps = WinBeginPaint (hWnd, NULLHANDLE, &rec); // Закрашиваем область, требующую обновление WinFillRect (hps, &rec, CLR_WHITE); // Выбираем в пространство отображения шрифт // с фиксированной шириной символов SetCourierFont(hps); // Рисуем заголовок таблицы в нижней части окна ptl.x = cxChar; ptl.y = cyDesc + cyChar; GpiCharString At (hps, &ptl, strlen(szTitle), szTitle); // Устанавливаем шрифт, выбранный в пространство // отображения по умолчанию ResetFont(hps); // Возвращаем пространство отображения WinEndPaint (hps); return 0; } case WM_ERASEBACKGROUND : return(MRFROMLONG(1L)); // При изменении размеров окна сохраняем новые // размеры и перерисовываем окно case WM_SIZE : { cxClient = SHORT1FROMMP (mp2); cyClient = SHORT2FROMMP (mp2); // Все окно требует перерисовки WinInvalidateRect (hWnd, NULL, TRUE); return 0; } // Это сообщение появляется, когда пользователь // нажимает или отжимает клавишу case WM_CHAR : { // Получаем пространство отображения hps = WinGetPS (hWnd); // Выбираем в пространство отображения шрифт // с фиксированной шириной символов SetCourierFont(hps); // Выделяем параметры клавиатурного сообщения // и сохраняем их в структуре cm cm.chr = CHARMSG(&msg) ->chr; cm.vkey = CHARMSG(&msg) ->vkey; cm.scancode = CHARMSG(&msg) ->scancode; cm.cRepeat = CHARMSG(&msg) ->cRepeat; cm.fs = CHARMSG(&msg) ->fs; // Готовим строку для отображения параметров // клавиатурного сообщения sprintf (szMsg, "%04x %04x %04x %d %c", cm.vkey, cm.scancode, cm.fs, cm.cRepeat, cm.fs & KC_CHAR ? cm.chr : ' '); // Отображаем строку над заголовком таблицы // в нижней части окна ptl.x = cxChar; ptl.y = 2 * cyChar + cyDesc; nMsgSize = strlen(szMsg); GpiCharString At (hps, &ptl, nMsgSize, szMsg); // Устанавливаем шрифт, выбранный в пространство // отображения по умолчанию ResetFont(hps); // Возвращаем пространство отображения WinReleasePS (hps); // Устанавливаем границы сдвигаемой области окна WinSetRect (hab, &rec, 0, 2 * cyChar, cxClient, cyClient); // Выполняем сдвиг верхней части окна WinScrollWindow (hWnd, 0, cyChar + cyDesc, &rec, NULL, NULLHANDLE, NULL, SW_INVALIDATERGN ); return 0; } default: return(WinDefWindowProc (hWnd, msg, mp1, mp2)); } } // ================================================= // Выбор шрифта с фиксированной шириной символов // ================================================= void SetCourierFont(HPS hps) { FATTRS fat; // Заполняем структуру описанием нужного // нам шрифта // Размер структуры fat.usRecordLength = sizeof(FATTRS); // Название шрифта strcpy(fat.szFacename ,"Courier"); // Используем нормальный шрифт без выделений // наклоном, подчеркиванием и т. п. fat.fsSelection = 0; // Указываем, что система Presentation Manager должна // подобрать шрифт, подходящий к нашему описанию fat.lMatch = 0L; // Регистрационный номер, должен быть равен 0 fat.idRegistry = 0; // Кодовая страница fat.usCodePage = 850; // Высота шрифта fat.lMaxBaselineExt = 12L; // Ширина шрифта fat.lAveCharWidth = 12L; // Тип шрифта - обычный без использования кернинга, // двухбайтовых символов и т. д. fat.fsType = 0; // Использование шрифта - шрифт, который отображается // без смешивания с графикой fat.fsFontUse = FATTR_FONTUSE_NOMIX; // Создаем логический шрифт, имеющий идентификатор 1L GpiCreateLogFont(hps, NULL, 1L, &fat); // Выбираем созданный шрифт в пространство // отображения GpiSetCharSet (hps, 1L); } // ================================================= // Установка шрифта, выбранного в пространство // отображения по умолчанию // ================================================= void ResetFont(HPS hps) { // Выбираем шрифт по умолчанию GpiSetCharSet (hps, LCID_DEFAULT); // Удаляем созданный ранее шрифт // с идентификатором 1L GpiDeleteSetId(hps, 1L); }
В глобальных переменных cxClient и cyClient хранятся размеры окна Client Window (соответственно, ширина и высота). Эти размеры определяются в момент обработки сообщения WM_SIZE и используются при сдвиге (свертке) содержимого окна.
В переменные cxChar, cyChar и cyDesc записываются размеры символов для выбранного нами шрифта с фиксированной шириной символов. Подробно о метриках шрифта вы узнаете позже в одной из следующих книг "Библиотеки системного программиста", а пока можете считать, что в переменных cxChar и cyChar хранятся, соответственно, ширина и высота символов, а в переменной cyDesc - размер выступающей части символов (например, размер хвостика у буквы 'у').
В массиве szTitle записана текстовая строка, которая используется для заголовка таблицы и отображается в нижней части главного окна приложения.
Функция main не имеет никаких особенностей. Она создает главное окно приложения и очередь сообщений, а затем запускает цикл обработки сообщений.
Эта функция выполняет всю полезную работу в нашем приложении. Рассмотрим обработчики отдельных сообщений.
Задачей обработчика сообщения WM_CREATE является определение метрик шрифта с фиксированной шириной букв, удобного для отображения таблицы с параметрами сообщения WM_CHAR .
Так как перед определением метрик шрифта последний необходимо выбрать в пространство отображения, первое, что делает обработчик сообщения WM_CREATE - это получает идентификатор пространства отображения при помощи функции WinGetPS . Напомним, что обработчики любых сообщений, кроме сообщения WM_PAINT , должны получать этот идентификатор с помощью функции WinGetPS.
Далее обработчик сообщения выбирает в полученное пространство отображения шрифт с фиксированной шириной символов. Для этого он вызывает функцию SetCourierFont, определенную в нашем приложении.
После этого с помощью функции GpiQueryFontMetrics обработчик сообщения WM_CREATE записывает метрики выбранного шрифта в структуру fm типа FONTMETRICS.
Детальное описание этой структуры мы отложим до главы, посвященной шрифтам в Presentation Manager. Скажем только, что поля lAveCharWidth, lMaxBaselineExt и lMaxDescender структуры FONTMETRICS после возвращения из функции GpiQueryFontMetrics будут содержать, соответственно, ширину, высоту и размер выступающей части символов.
После определения и сохранения необходимых нам метрик шрифта обработчик выбирает в контекст отобаржения тот шрифт, который используется по умолчанию. Для этого он вызывает функцию ResetFont, определенную в нашем приложении.
Перед возвращением управления обработчик сообщения WM_CREATE освобождает пространство отображения, вызывая функцию WinReleasePS .
Сообщение WM_PAINT поступает в функцию окна после его создания, а также тогда, когда пользователь изменяет размеры окна (в последнем случае посылку этого сообщения инициирует обработчик сообщения WM_SIZE ).
Получив пространство отображения, обработчик сообщения WM_PAINT закрашивает область, требующую обновления, выбирает шрифт с фиксированной шириной букв и затем рисует заголовок таблицы в нижней части главного окна приложения. После этого он восстанавливает шрифт и освобождает пространство отображения.
Это сообщение обрабатывается как обычно. В ответ на него функция окна возвращает значение 1L, позволяя при необхоимости окну Frame Window стереть содержимое окна Client Window .
При обработке сообщения WM_SIZE функция окна определяет размеры окна, сохраняя их в переменных cxClient и cyClient, а затем инициирует перерисовку окна. С этой целью вызывается функция WinInvalidateRect , объявляющая все окно требующим перерисовки. В результате функция окна получит сообщение WM_PAINT .
Обработчик сообщения WM_CHAR получает пространство отображения и выбирает в него шрифт с фиксированной шириной символов, вызывая функцию SetCourierFont.
Далее при помощи макрокоманды CHARMSG обработчик разбирает параметры сообщения WM_CHAR и записывает их в соответствующие поля структуры cm типа CHRMSG.
Из параметров сообщения WM_CHAR формируется текстовая строка szMsg, которая затем отображается в нижней части окна приложения над заголовком таблицы. При формировании текстовой строки проверяется флаг KC_CHAR. Если сообщение соответствует символьной клавише, в строку записывается код соответствующего символа, в противном случае - код символа пробела.
После отображения отформированной текстовой строки обработчик сообщения WM_CHAR восстанавливает шрифт и возвращает пространство отображения.
Затем содержимое всего окна за исключением строки заголовка сдвигается вверх при помощи функции WinScrollWindow . Прототип этой функции приведен ниже:
LONG WinScrollWindow ( HWND hwnd, // идентификатор окна LONG lDx, // величина сдвига вправо LONG lDy, // величина сдвига вверх PRECTL prclScroll, // область сдвига PRECTL prclClip, // область ограничения HRGN hrgnUpdateRgn, // область обновления PRECTL prclUpdate, // прямоугольная область обновления ULONG flOptions); // параметры сдвига
В нашем приложении эта функция используется сделующим образом:
WinScrollWindow (hWnd, 0, cyChar + cyDesc, &rec, NULL, NULLHANDLE, NULL, SW_INVALIDATERGN );
Окно hWnd сдвигается вверх на величину высоты символов (с учетом размера выступающей части символов). Параметр SW_INVALIDATERGN указывает, что сдвинутая область должна быть обновлена, для чего функции окна будет передано сообщение WM_PAINT .
Область свертки (т. е. область, в которой будет выполняться сдвиг), определяется содержимым полей структуры rec, для заполнения которой мы использовали функцию WinSetRect :
WinSetRect (hab, &rec, 0, 2 * cyChar, cxClient, cyClient);
Прототип функции WinSetRect приведен ниже:
BOOL WinSetRect ( HAB hab, // идентификатор блока Anchor-block PRECTL prclrect, // адрес структуры RECTL LONG lLeft, // левый край LONG lBottom, // нижний край LONG lRight, // правый край LONG lTop); // верхний край
Как видно, сдвигается все окно кроме полосы, имеющей двойную высоту символов и расположенной в нижней части окна. В этой полосе отображается заголовок таблицы.
Эта функция выбирает в пространство отображения шрифт с фиксированной шириной символов. Пока мы не будем рассматривать функцию SetCourierFont подробно. Скажем только, что для выбора шрифта его описание в виде набора параметров записывается в поля структуры fat типа FATTRS . Адрес этой структуры затем передается функции GpiCreateLogFont, создающей логический шрифт с идентификатором 1L.
Далее созданный шрифт выбирается в пространство отображения при помощи функции GpiSetCharSet .
Функция ResetFont восстанавливает шрифт после функции SetCourierFont. Для этого она с помощью функции GpiSetCharSet выбирает в пространство отображения шрифт по умолчанию и затем удаляет логический шрифт, созданный в функции SetCourierFont.
Файл kbdmsg.h (листинг 5.2) содержит определение константы ID_APP_FRAMEWND, а также прототипы функций SetCourierFont и ResetFont.
Листинг 5.2. Файл kbdmsg\kbdmsg.h
#define ID_APP_FRAMEWND 1 void SetCourierFont(HPS hps); void ResetFont(HPS hps);
Файл описания ресурсов приложения KBDMSG с именем kbdmsg.rc представлен в листинге 5.3.
Листинг 5.3. Файл kbdmsg\kbdmsg.rc
#include <os2.h> #include "kbdmsg.h" ICON ID_APP_FRAMEWND KBDMSG.ICO
Файл определения модуля приложения kbdmsg.def представлен в листинге 5.4.
Листинг 5.4. Файл kbdmsg\kbdmsg.def
NAME KBDMSG WINDOWAPI DESCRIPTION 'KbdMsg Application (C) Frolov A., 1996' HEAPSIZE 4096 STACKSIZE 32768 EXPORTS WndProc